26 ноября 2016
2631

Сатовский Борис Иванович – биография

Satovskiy Boris Ivanovich
21 апреля 1908 года
Один из основателей Советской школы горного экскаваторостроения, главный конструктор горнорудного и доменного машиностроения Уралмашзавода, создатель первого в СССР шагающего экскаватора, разработчик самого большого в СССР шагающего экскаватора, дважды лауреат Государственной премии СССР, заслуженный изобретатель РСФСР, доктор технических наук. Родился 21 апреля 1908 года в г. Кутаиси в семье чиновника. После смерти отца в 1924 году с матерью и сестрой переехал в Новочеркасск. В 1926 году окончил среднюю школу в Новочеркасске. В 1927 году поступил в Северо-Кавказский институт водного хозяйства и мелиорации, где учился до 1931 года, окончил 3 курса. Трудовую деятельность начал в 1930 году помощником машиниста, а затем машинистом экскаватора при прохождении производственной практики на строительстве системы мелиорации на Кубани "Плавстрой" Наркомзема, где работали несколько экскаваторов американского производства. До 1932 года был инструктором курсов машинистов и инструктором экскаваторного парка. Увлекшись этими машинами, оставил институт после практики и уехал в Ленинград в единственное в стране конструкторское бюро по проектированию экскаваторов (Всесоюзная проектно-техническая контора экскаваторостроения г. Ленинград), под руководством Н. Г. Домбровского, где работал конструктором с 1932 года по 1936 год. Здесь он участвовал в разработке первого отечественного электрического скального экскаватора Э-3 (М-IV-Э). В 1936 году в качестве сотрудника этого бюро приехал в г. Свердловск на Уральский завод тяжёлого машиностроения (Уралмаш) и включился в работу над доводкой опытного экземпляра этой машины. Получив предложение остаться на Уралмашзаводе, 26 августа 1936 года принят на работу в конструкторский отдел экскаваторного бюро Уралмашзавода на должность старшего конструктора, где начал работу над проектом первой в СССР машины в классе тяжёлых карьерных экскаваторов. В 1937 году были спроектированы карьерные экскаваторы Э-1203 (ковш - 3 куб. м) и Э-4 (ковш - 4 куб. м), однако из-за начала войны в производство так и не пошли. Во время Великой отечественной войны работал технологом по сборке танков, создал передовую технологию узловой сборки, позволившую значительно увеличить выпуск боевых машин. (с 1 декабря 1939 года по 26 декабря 1941 года - старший инженер, с 27 декабря 1941 года по 31 октября 1944 года - старший инженер в отделе N 68). В 1944 году, после решения специально созданной комиссии о включении экскаваторов в номенклатуру производства Уралмашзавода, возглавил конструкторское бюро горного оборудования. В 1947 году Уралмашзавод выпустил первый карьерный экскаватор СЭ-3 (экскаватор "Сатовского электрический" с объёмом ковша 3м3). Момент выхода экскаватора из цехов Уралмашзавода был запечатлен всесоюзной кинохроникой. Машина оказалась настолько надежной, что в 1948 году объём их производства достиг 120 экземпляров. Экскаваторы СЭ-3 работали в самых тяжёлых условиях. Именно эти машины в определенной степени обеспечили развитие открытого способа добычи полезных ископаемых в СССР в 1950-е гг,, и сыграли значительную роль при строительстве крупнейших гидроэлектростанций, прокладке судоходных и оросительных каналов.. Экскаватор был создан со значительным запасом прочности, поэтому на его базе стали выпускать экскаватор ЭКГ-4 почти без дополнительных изменений в конструкции, но с базовым ковшом увеличенной вместимости - до 4 м3. В 1955 году СЭ-3 был модернизирован и назван ЭКГ-4,6 (экскаватор карьерный, гусеничный, с объёмом ковша 4,6 кубометра). Был разработан ЭКГ-5 с канатным напором, который послужил прообразом базовых серий ЭКГ-8И и ЭКГ-12,5. С 1945 по 1978 годы руководил проектными работами по созданию всех типов землеройной техники, выпускаемых на Уралмашзаводе. В начале 1948 года, когда правительство СССР поставило вопрос создания производства советских шагающих экскаваторов, Министерство тяжёлого машиностроения предоставило возможность Уралмашзаводу создать шагающий экскаватор, при этом установив срок работы 8 месяцев. Однако к намеченному сроку машина в более чем двадцать тысяч деталей, иные из которых весом были более ста тонн, с десятью километрами электрических проводов и четырьмя километрами труб, была спроектирована и собрана. Для сравнения, в это же время в Англии проектировали свой первый шагающий экскаватор: проектировался он с 1947 по 1951 годы. Только на монтаж стрелы было затрачено полтора года. При этом стрела ЭШ-14.65 оказалась в полтора раза легче английской и собиралась в считанные дни. С 1949 года под руководством Сатовского начался выпуск шагающих драглайнов ЭШ 14.75, ЭШ 15.90, ЭШ 25.100, ЭШ 20.90, ЭШ 100.100. Самый первый экземпляр шагающего драглайна ЭШ 14.75 отправили на строительство Волго-Донского канала, и проработал он там до 1979 года, тридцать лет, побив все рекорды долголетия таких машин. Павел Петрович Бажов назвал этот экскаватор "Царь-машина". 13 марта 1951 года за ЭШ-14.65 была присуждена Сталинская премия первой степени. С 1963 по 1978 годы занимает должность главного конструктора горнорудного и доменного машиностроения Уралмашзавода. В апреле 1965 года был смонтирован модернизированный ЭШ-15.90А, ставший, по сути, новой уникальной машиной в семье шагающих экскаваторов. А в конце 70-годов появился ЭШ-40.85. Одним из наиболее принципиальных новшеств явилась замена вантовой ажурной стрелы на жесткую, трехгранную. Самым большим экскаватором стал созданный и начавший работу на угольном разрезе "Назаровский" в июне 1980 года мощный шагающий экскаватор ЭШ-100.100. Вес его равнялся 10,5 тыс. т. Награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета. Умер 12 июня 1989 году.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован